Не выполнил - плати!

Информация о событии
10 января

Форум «Новые кадры ОПК: молодые таланты России», организованный на площадке ВУЗПРОМЭКСПО, собрал не одну сотню участников. В зале присутствовали руководители госкорпораций, предприятий оборонно-промышленного комплекса, ссузов и вузов, ответственные лица Минобрнауки, парламентарии и эксперты ведущих отраслей. Они пытались обобщить лучшие практики развития кадрового потенциала высокотехнологичных производств, проанализировать опыт регионов в деле привлечения в ОПК наиболее способных представителей подрастающего поколения.

С первым докладом на секции «Молодежный резерв ОПК: технологии развития компетенций и инфраструктура партнерства» выступил Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки. Коротко напомнив, что сегодня в инженерии и подготовке кадров для ОПК бюджетный прием - 90%, он задался вопросом: какова отдача используемых механизмов целевого приема и целевой подготовки?

Целевой прием проводят традиционно в рамках так называемого государственного плана. А госплан складывается из усилий Минобрнауки и Минпромторга. Сначала у примерно тысячи предприятий выясняют, каких специалистов, кому и сколько по программам среднего и высшего образования желательно подготовить. Потом распределяют квоты на целевой прием по нуждающимся в нем регионам, кто для кого будет учить специалистов. Всего - 13-14 тысяч человек в год, но до выпуска доходят лишь трое из пяти. Почему? Баллы ЕГЭ поступающих по целевому приему низкие, конкурса почти нет. А ведь так комплектуют набор в первую очередь для предприятий ОПК, которые расположены в ЗАТО. Лучшие, самые сильные абитуриенты уезжают в крупные города, известные вузы, послабее остаются и идут на целевой прием. Такая ситуация никого не радует.

– Поэтому два года назад мы с коллегами запустили особую ведомственную программу под названием «Новые кадры для ОПК», – рассказал А. Соболев. – Задача – переход от целевого приема к механизму целевого обучения, когда между студентом, предприятием и образовательной организацией заключается трехсторонний договор. В специалитете и бакалавриате - на старших или последнем курсе, в магистратуре - на полный цикл обучения. Финансово это так: к нормативу, который обеспечивает Минобрнауки, предприятие добавляет еще часть софинансирования, и тогда министерство выделяет еще одну часть норматива. Деньги идут на разные стажировки студентов, привлечение новых преподавателей и разработку контента. Параллельно запущен механизм инфраструктурной поддержки: каждый год министерство, в зависимости от средств, которые есть, выделяет деньги на создание 10-15 базовых подразделений с локализацией прямо на площадках предприятий. Проводится конкурс, который технически организует Минобрнауки, а решение по нему принимают работодатели – представители ключевых корпораций. Есть особый совет, который рассматривает целесообразность создания структурных базовых подразделений, то есть углубленного сотрудничества предприятий и вузов. Сегодня таких базовых кафедр более 20, не всё там без сбоя, но возникшие на заводах Тулы, Ульяновска, Артема демонстрируют, что взаимодействие создает надежную конструкцию в интересах современных производств.

По целеполаганию две модели разнесены: целевой прием обеспечивает массовый сектор, а программа «Новые кадры для ОПК» готовит кадры там, где развивается современное высокотехнологичное производство.

Чуть позже проректор МГТУ «СТАНКИН» Юлия Еленева приведет статистику экспертно-аналитического центра развития кадрового потенциала ОПК, созданного Минобрнауки России на базе университета «СТАНКИН»: средний балл оценки предприятиями качества подготовки студентов-целевиков, обучающихся по программе «Новые кадры для ОПК», составил 7,47 по 10-балльной шкале, в то время как для общей массы студентов, поступивших по целевому приему, балл не выше 5,5.

Вроде ситуация меняется к лучшему. Но, как рассказал А. Соболев, по поручению председателя правительства в этом году были проанализированы все договоры по целевому приему и целевой подготовке. Анализ был сделан для медицины, транспорта, сельского хозяйства, педагогики и инженерии, включая программы «Новые кадры для ОПК». Несмотря на то, что формально в договорах о целевом обучении должны быть прописаны обязательства предприятий и обязательства студентов, примерно в 20-70% договоров они вообще отсутствуют, а в 25% существуют, но не работают. Дело в том, что, согласно задумке, предприятие, муниципальное образование или субъект РФ должны вложить финансовые средства в подготовку современных специалистов. Например, в виде стипендии. Вроде вкладывают – аж... 15 тысяч рублей в год, а то и менее. Но сегодня никого не мотивирует стипендия в тысячу рублей! Это системная проблема: ни предприятия ОПК, ни муниципальные образования не хотят тратиться на подготовку современных кадров.

– А ведь, по сути, нормативные основания решения проблемы есть, – рассказал А. Соболев. – Во-первых, возможность реализации сетевых образовательных программ, в том числе с научными организациями. Во-вторых, возможность продолжения создания базовых кафедр, но с четко очерченными обязанностями. Существует законопроект, который станет законом весной и позволит строить структурные подразделения вне границ муниципальных образований, – это значит, что образовательные организации смогут открывать их по всей России.

По мнению Александра Борисовича, это революционная модель замены филиалов, но решение о том, где, как, на каких основаниях подобные подразделения стоит создавать, будет принимать Минобрнауки.

Еще одно нововведение, которое будет рассмотрено на сессии в новом составе Госдумы, –это переход от целевого приема к целевому обучению. В закон будет введена норма, которая в трехсторонний договор вносит более жесткие, чем сейчас, обязательства. Это приведет к появлению штрафов в размере стоимости бюджетного обучения, если студент не доучился или не пришел работать на указанное в договоре о целевой подготовке предприятие, школу, клинику. Причем если сейчас при целевом обучении все обязательства ограничиваются договором об образовательных программах, то новая модель предусматривает трансляцию их на трудовую деятельность. Конкретно: выпускник обязан проработать три года на предприятии, которое выплачивало ему дополнительную стипендию. Какую? Порядка 100 тысяч рублей в год.

– Далеко не все депутаты эти нововведения поддерживают, – признался Соболев. – Медики, педагоги говорят, что у них в больницах и муниципалитетах нет денег на такую адресную поддержку. Хотя уже есть примеры, когда в 14 регионах РФ обучаются по системе трехстороннего договора 2,5 тысячи будущих учителей. Они обязались отработать, а муниципалитеты - обеспечить студентов дополнительными средствами из расчета 100-150 тысяч рублей в год. Программа «Новые кадры для ОПК» – эксперимент того же рода. Министерство планирует ее и дальше поддерживать. В следующем году будут проведены конкурсы по созданию базовых структурных подразделений, и по этой программе обучат порядка 3 тысяч студентов. За предыдущие два года их было выучено 7 тысяч. На наш взгляд, целевое обучение даст возможность ежегодно готовить примерно 3,5-4 тысячи студентов для предприятий ОПК и примерно 2 тысячи студентов-педагогов. Аналогичные меры сейчас рассматривают Минздрав, Минтранс...

Хоть нововведения и увеличат ответственность, зал реагировал в целом позитивно, а ведущий секции Дмитрий Волошин, директор корпоративной сетевой академии ГК «Ростех», даже выразил от имени работодателей признательность Минобрнауки за продвижение этих программ и законопроектов.

Дальше пошел разговор о том, как корпорации борются за свой персонал. Каждый пришел, что называется, со своим кейсом опыта. Алла Вучкович, исполнительный директор по персоналу и социальной политике Госкорпорации «Роскосмос», рассказала о целом комплексе мер по профориентации и взаимодействию с вузами, по адаптации выпускников на предприятиях. А их у «Роскосмоса» около ста, пополняют их штат 12-13 тысяч выпускников вузов и 3-4 тысячи выпускников ссузов. Текучесть – 5-7%, но 10-12 и даже 18% среди тех, кто проработал меньше года. Почему? Ожидания не совпадают с реалиями. Поэтому теперь подготовку кадров начинают со школы. Сейчас «Роскосмос» с Минобрнауки собирают лучшие практики профориентации вместе. Министр О. Васильева предложила вернуть в школу астрономию, а корпорация, поддержав идею, пошла дальше: предложила разработать для школ концепцию космического образования. Скоро заработает специальный портал «Ключ на старт!», где в игре будут представлены профессии «Роскосмоса». А еще госкорпорация намерена проводить модельную олимпиаду «Космос» и даже делать школьные спутники... Программу «Новые кадры для ОПК», по которой на корпорацию работают 25 вузов, «Роскосмос» считает очень успешной, особенно – при подготовке кадров для космодрома Восточный. В этом году в МГТУ им. Н.Э. Баумана провели День студента «Роскосмоса» и получили информацию, что 84% учащихся наиболее важным фактором для выбора будущего места работы назвали интересную работу и только потом – оплату труда.

Проректор Московского политехнического университета Дмитрий Земцов рассказал о подготовке кадров через проектное обучение, что явно полезно для программы «Новые кадры для ОПК». Объединенную судостроительную корпорацию представлял Эдуард Бобрицкий, директор Департамента управления персоналом. Он сосредоточил внимание на сокращении разрыва между обучением и производством. Один из главных инструментов здесь – те самые базовые кафедры на предприятиях. В пример привел питерское предприятие «Малахит», которое занимается выпуском подводных лодок, где средний возраст работников 40 лет. Но кадры требуются уникальные – поэтому создали базовые кафедры, в основном совместно с СПбГМТУ («Корабелка») и Военмехом, где проектным методом учат студентов и, что важно, готовят преподавателей вузов. Приходя на предприятие, те узнают много нового!

Выступления так впечатлили, что народ потянулся к микрофонам в зале. Представитель Тулы обратился к Соболеву с просьбой придумать проекты, объединяющие усилия ссузов и вузов в деле подготовки кадров для ВПК.

На пленарном заседании о задачах, которые в ближайшие годы поставлены перед ОПК, – военно-техническое сотрудничество с другими странами и выпуск продукции граждан­ского и двойного назначения – подробно говорил Владимир Гутенев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. По его мнению, важно, что наконец государство и бизнес осознали необходимость сквозной селекции и подготовки кадров для ОПК.