Лекция профессора из Англии

Информация о событии
15 февраля

Сегодня профессор Болтонского университета (Великобритания) Клайв Эффорд Чирва прочел очередную лекцию для политехников, темой которой была транспортная безопасность. Но начал профессор свой разговор с аудиторией вот с каких слов: «Я чувствую себя как дома! Без политеха я бы не был тем, кем я сегодня являюсь, а сегодня я – один из 10 главных специалистов по моему профилю!» – без ложной скромности сказал г-н Чирва. И понятно было, что эти его слова во многом были обращены к молодым политехникам, которые присутствовали наряду с профессорско-преподавательским составом на лекции нашего гостя, а вернее сказать нашего человека из Англии. Сегодня речь шла о перспективах создания научного центра в опорном университете по вопросам транспортной безопасности, причем профессор из Великобритании готов к сотрудничеству, потому что, как опять же он выразился в ходе своего общения с преподавателями и студентами вуза, «его помощь в становлении центра – это его благодарность политеху». Итак, о чем же говорил сегодня профессор Болтонского университета? Он говорил о том, что транспортную безопасность необходимо рассматривать исключительно в совокупности всех составляющих, а это: водитель, дорога, машина. Вот такой своего рода треугольник, в котором главное – безопасность человека! Сегодня в мировом автомобилестроении делается все для того, чтобы человек выжил даже в самой сложной и самой опасной аварийной ситуации. Для этого очень тщательному и дотошному анализу подвергаются самые разнообразные аварии и все нюансы с ними связанные, скрупулезно изучается статистика. Изучение всех факторов позволяет в итоге приходить к тем самым единственно верным инженерным решениям, которые позволят избежать в дальнейшем всех, ну, уж если не всех, то многих, неприятностей, связанных с автомобильными авариями на дорогах. И все это можно будет делать в Центре транспортной безопасности опорного университета, что принесет огромную пользу не только региону, но и всей стране в целом! Используя огромный мировой опыт, который накоплен в этой сфере, а он таков, что уже давно существуют выведенные и выверенные научные формулы, с помощью которых проектируются автомобили. И если раньше для их проектирования требовались миллиарды долларов и десятилетия напряженного труда огромного штата проектировщиков, то сегодня цифры исчисляются уже миллионами и гораздо меньшим количеством времени. Говорил бывший выпускник политеха и о том, что одна из главных задач сегодня – это научиться поглощать энергию, особенно в грузовых машинах, уж там-то точно не до тонких штучек! Да и вообще, как сказал сегодня Клайв Эффорд Чирва – теория обязательно должна быть проверена на практике, без этого на Западе вы не получите никаких научных степеней. Говорилось о важности манекенов при проведении испытаний автомобилей на прочность. Стоимость некоторых так называемых «кукол» доходит до 1,5 млн долларов, но это все оправдано необходимостью этой работы. При этом есть множество проблем с этими роботами: нужны принципиально новые композиционные материалы, нужны новые очень гибкие материалы, чтобы изучать то, как ведет себя шея человека в той или иной аварийной ситуации. Много говорилось и об инфраструктуре, без нее также невозможна транспортная безопасность. И размышляя об этом, профессор делает следующее заявление: умные дороги, умные машины, умная инфраструктура! Чтобы понять его мысль, давайте попытаемся разобрать это высказывание по частям. Итак, умная дорога, что здесь имеется в виду? А подразумевается здесь то, что на такой дороге водитель будет обращаться за помощью не к спидометру, чтобы, допустим, понять: превышает ли он скорость или нет, а к дороге! Именно она будет подсказывать счастливому обладателю транспортного средства: превышает он допустимые нормы или нет. Если не превышает – умная дорога будет окрашена в зеленый цвет, а если ускорился – то в красный. И, оказывается, это не такая уж и далекая фантастика – в Англии такие дороги уже есть, экспериментальные конечно, но все же… И претворять все эти смелые планы и делать сказку былью придется уже как раз тем юношам и девушкам, которые присутствовали сегодня на этой очень интересной лекции профессора, и г-н Чирва призывал их к тому, чтобы они были готовы к этому, а чтобы быть к этому готовыми, не так уж и много надо – надо просто хорошо учиться  и пытаться вникать в науку еще со студенческой скамьи. Еще одна весьма актуальная тема, которая была затронута сегодня в ходе лекции, это тема долговечности асфальтового покрытия. Ведь уж, во всяком случае, для россиян совсем не секрет то, что по окончании зимы вместе со снегом, как правило, с наших дорог благополучно сходит и асфальт. Г-н Чирва сегодня задавался вопросом: в Канаде, к примеру, такой же климат, как и в России, и там такие же бывают суровые зимы, но там почему-то (!) асфальтовое покрытие гораздо прочнее, и к еще большему его удивлению почему-то (!) не сходит с тамошних дорог вместе со снегом. Значит, делал далее вывод профессор, наверное, нужны совсем иные более прочные композиционные материалы, чтобы и в России асфальт так же долго лежал на будущих умных российских дорогах. Но, как нам кажется, что вот в этом вопросе профессор проявил некое непонимание темы, скорее всего по той простой причине, что давно уже не живет постоянно в нашей стране. Уж кто-кто, а россияне-то давным-давно знают точную причину того, почему так происходит: и тут дело вовсе не в качестве асфальта, ведь правда? Ведь на самом деле все очень и очень просто: вот такой в России весьма специфичный снег! И этим мы можем смело гордиться – такого снега нет больше нигде в мире, российский снег сильнее и прочнее любого асфальта! Продолжая свою речь про умные дороги, Клайв Эффорд Чирва отметил, что в будущем они будут «разговаривать» с водителями. Именно они, дороги, станут добрыми помощниками и советчиками, и это не такое уж и далекое будущее: вся информация через спутник будет передаваться на GPS и водитель будет всегда в курсе всего, что его ждет по курсу! Вот такое оно, совсем недалекое умное транспортное «завтра», о котором сегодня политехникам рассказал профессор из Англии с мировым именем, который еще вчера сам был политехником.

А далее посыпались вопросы к лектору. Их было много, но позвольте остановиться только на одном, поскольку он также заставит сильнее стучаться сердца россиян в патриотическом порыве, и здесь уже совсем без шуток. Декан факультета автоматизированных систем, транспорта и вооружений техуниверситета Олег Дмитриевич Косов поинтересовался у профессора, каков ресурс двигателей у западных машин? На что г-н Чирва ответил, что где-то 500 тысяч километров. «Так вот я Вам скажу, что знаю лично водителей, у которых русские «Волги», и у которых ресурс иногда достигает полутора миллионов километров!» – не без гордости парировал Олег Дмитриевич. Профессор из Англии был поражен и сражен этой информацией.  

<