• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A

История кафедры «Автомобиле- и тракторостроение» началась в сентябре 1932 г., с приказа директора института об организации кафедры «Тракторы, автомобили и двигатели». Создание кафедры было поручено инженеру В. Г. Кораблину. Однако в 1933 г. автотракторные специальности были ликвидированы и возродились в институте в 1937 г., тогда же была создана кафедра «Автотракторостроение», которую возглавлял доцент Б. Н. Середенко. Во время ВОВ кафедра вместе с институтом была эвакуирована в г. Челябинск. После возвращения из эвакуации до 1956 г. кафедрой руководили А. К. Заверняев и А. М. Баланцев.

В 1956 г. кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» и «Автотракторостроение» были объединены, кафедра получила название «Тракторостроение и двигатели внутреннего сгорания», ее возглавлял в период с 1956 по 1960 гг. профессор Н. К. Куликов. При нем оживилась научная работа в области автотракторостроения и активизировалась подготовка научных кадров, в том числе через аспирантуру. С 1961 по 1984 г.г. кафедрой руководил Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, доктор технических наук, профессор Е. А. Григорьев. Он много сделал для развития материальной базы кафедры, оснащения ее лабораторий современным оборудованием, создания методического обеспечения и становления научных направлений.

В 1984 г. кафедра «Тракторостроение» выделилась в самостоятельную кафедру, руководил ею с этого времени и по 2005 г. кандидат технических наук, профессор А. В. Победин. Большую роль в организации работы кафедры сыграли доценты Г. М. Татарчук и М. С. Мезенцев. Под руководством профессора А. В. Победина сложилось новое научное направление «Динамика и эксплуатационные показатели тягово-транспортных средств и их узлов». В этом научном направлении сотрудники кафедры успешно проводят научные исследования и в настоящее время. Вместе с появлением в 1990 г. профессора Е. И. Тескера на кафедре активно развивается новое научное направление «Разработка теории и методов повышения ресурса высоконагруженных деталей машин и оборудования с использованием лазерных технологий и износостойких покрытий».

В 2002 г. кафедра «Тракторостроение» была переименована в кафедру «Автомобиле- и тракторостроение» в соответствии с названием специальности инженерной подготовки специалистов.

С 2005 г. и по н.в. заведующим кафедрой является выпускник кафедры 1985 года, доктор технических наук, профессор М. В. Ляшенко.

В 2015 году кафедра получила новое название «Транспортные машины и двигатели» и включила в свой состав кафедру «Автотракторные двигатели».

Кафедра ТМД готовит инженеров-конструкторов по федеральным стандартам третьего поколения по специальности 23.05.01‑ «Наземные транспортно-технологические средства», а также магистров техники и технологии по направлению 23.04.02 ‑ «Наземные транспортно-технологические комплексы» для проектно-конструкторской деятельности, бакалавров по направлению 13.03.03 – «Энергетическое машиностроение».

Сейчас на кафедре работает 13 преподавателей, в том числе 4 профессора и 5 доцентов. Кафедра в настоящее время имеет лабораторную базу и кадровый состав, обеспечивающий высокий уровень научной и учебной работы.

Учеными кафедры для различных организаций и предприятий выполнен ряд разработок, связанных с созданием стендового оборудования для испытания трансмиссий тракторов, исследованием динамической нагруженности узлов, плавности хода, виброшумовых характеристик транспортных средств, совершенствованием систем двигателей (топливоподачи, газораспределения, снижения шумов и вибраций). Результаты этих работ использованы при проектировании новых тракторов Волгоградского и Липецкого тракторных заводов.

Сотрудниками кафедры в разных изданиях опубликовано более 2500 статей и материалов конференций, включая зарубежные публикации, получено более 130 авторских свидетельств и патентов.

Кафедра активно привлекает студентов к научной работе. Только за последние годы в соавторстве с преподавателями студентами получено более 45  патентов, ежегодно публикуется свыше 10 научных работ. Более 20 студентов принимают участие в ежегодных внутривузовских научных конференциях. Студенты постоянно участвуют в разработке конструкций транспортных средств различного назначения по заданию предприятий.

Кафедра является одной из базовых кафедр факультета в организации международного сотрудничества. С 1999 года она активно участвует в сотрудничестве с Варшавской Военно-технической академией. В ходе этого сотрудничества сотрудники кафедры неоднократно принимали личное участие в организуемых в Варшаве научно-технических конференциях, а польские ученые ‑ в регулярно проводимых ВолгГТУ международных конференциях «Прогресс транспортных средств и систем». За время сотрудничества ряд сотрудников кафедры прошли стажировку в Военно-технической академии (Польша), а ее сотрудники ‑ на кафедре ТМД; вышло более 10 совместных публикаций в центральных технических журналах, а также более 100 публикаций польских и российских ученых в сборниках материалов совместно проводимых конференций.

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги