• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A

В 1961 году в Сталинградском механическом институте была открыта специальность 1609 «Эксплуатация автомобильного транспорта», и на первый курс впервые были зачислены 50 человек, пожелавших стать инженерами автомобильного транспорта. В связи с этим и в соответствии с приказом ректора института № 587 от 6 декабря 1962 года была образована кафедра «Автомобильный транспорт». В состав кафедры вошли доцент Косолапов Г.М., к.т.н. Клочков Б.И., ст. преподаватели Баранников В.П. и Зайцев Г.Г., ассистент Крючков А.В., лаборант Ольхов М.

Руководителем кафедры с первого дня ее основания и по 1993 год был Геннадий Михайлович Косолапов. Благодаря его усилиям в университете сформировалась научная школа по исследованию тормозной динамики и безопасности движения, получившая признание среди ведущих автомобильных центров России. В 1974 г. он защитил диссертацию на соискание доктора технических наук. Появились новые направления научных исследований. Успешно защитили докторские диссертации А.А. Ревин по исследованию автоматизированных систем управления торможением (1980 г.) и Е.И. Железнов по оптимизации тормозных свойств малотоннажных автопоездов (2001 г.).

В 1993 году заведующим кафедрой стал ученик Г.М. Косолапова кандидат технических наук, доцент Комаров Юрий Яковлевич.

В рамках научной школы, созданной Г.М. Косолаповым, постоянно действует очная и заочная аспирантура, работают соискатели. За время существования кафедры закончили аспирантуру и защитились 25 человек, большинство из которых работают преподавателями на кафедрах университета, а также в других ВУЗах города и страны.

К 1975 году численность коллектива кафедры достигла 40 человек. К этому моменту была создана самостоятельная материальная база, построен и оснащен лабораторный корпус № 2. Появилась необходимость создания самостоятельного факультета. Приказом по институту № 167 от 11 августа 1976 г. был создан факультет автомобильного транспорта (ФАТ). Последовательно развиваясь, кафедра дала жизнь двум другим кафедрам «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей» и «Автомобильные перевозки».

С 1962 по 1976 год кафедра ежегодно выпускала 100-150 инженеров-механиков для автотранспортных предприятий страны, с 1976 года основной задачей кафедры стала подготовка квалифицированных инженеров-конструкторов для автозаводов страны по специализации «Специализированный подвижной состав». С 1976 г. и по 1992 г. кафедрой было подготовлено 352 инженера-конструктора. Выпускники, благодаря неплохой фундаментальной подготовке, с успехом работают в различных отраслях народного хозяйства, в том числе и на командных должностях. Заместителем министра транспорта РФ — Главным транспортным инспектором страны являлся Козлов Михаил Иванович. Большинство руководящих кадров автотранспортных предприятий города, области — выпускники специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» («Эксплуатация автомобильного транспорта»). Окончил эту специальность и Юрий Викторович Чехов, который последовательно прошел путь от слесаря, студента, начальника крупнейшего автотранспортного предприятия до главы администрации города Волгограда.

С 1 сентября 2000 г. кафедра стала готовить инженеров по специальности 240400 «Организация и безопасность движения». Первый выпуск дипломированных специалистов состоялся в декабре 2005 года. На всероссийских конкурсах дипломных проектов по специальности «Организация и безопасность движения», проводимых в Ростовском государственном строительном университете, проекты, выполняемые на кафедре, регулярно занимают призовые места, в том числе и первые. Подготовлено более 200 инженеров по организации управления на транспорте. Сегодня они работают в органах ГАИ БДД, страховых компаниях, автоэкспертных бюро, проектных организациях, учебных и научно-исследовательских институтах. Кафедра осуществляет подготовку магистров по направлению «Технология транспортных процессов» (программа «Организация и безопасность дорожного движения»).

Преподавателями кафедры опубликовано свыше 2000 научных трудов, получено более 50 авторских свидетельств и патентов, в том числе 5 патентов за рубежом (США, Италия, Франция, Болгария, Германия). Только за последние пять лет опубликовано около 100 научных трудов в центральной печати и за рубежом, опубликованы монография, 10 учебных пособий, в том числе три пособия — с грифом УМО.

В 1997 г. при кафедре был создан хозрасчетный автотехнический центр. Научный руководитель центра к.т.н., доцент Комаров Ю. Я. Среди направлений деятельности центра: экспертиза дорожно-транспортных происшествий, отказов образцов автотракторной техники. Выполняются экспертизы сложных дорожно-транспортных происшествий, отказов узлов и агрегатов автомобильной техники. Несколько позже в 2002 г. появился сектор организации дорожного движения. В 2007 г. была создана лаборатория инструментального контроля, на базе которой был организован государственный технический осмотр. Одновременно начал работать сектор обучения авторемонтным профессиям. Сейчас сектор обучения возглавляет доцент Ганзин С. В.

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги