Главная / Университет / Факультеты и кафедры / Факультет автомобильного транспорта / Кафедры / Кафедра «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей» / Разработки / Улучшение активной безопасности колесных машин на основе комплексного подхода
При тесном сотрудничестве со специалистами НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» ведется теоретическая и экспериментальная работа над определением путей решения проблемы повышения активной безопасности КМ за счет совершенствования испытательных методик оценки свойств активной безопасности и за счет совершенствования методики проектного выбора параметров шасси по критериям эксплуатационных свойств, определяющих активную безопасность: устойчивости движения, управляемости, тормозной динамичности, позволяющей комплексно определять конструктивные и эксплуатационные параметры элементов шасси, обеспечивающие улучшение устойчивости движения и управляемости при сохранении требуемых параметров плавности хода и при улучшении (или сохранении ) тормозной динамичности.
Проводятся исследования по определению зон трения покоя и скольжения в пятне контакта колеса с опорной поверхностью и влияния их площадей на коэффициенты сцепления в продольном и поперечном направлениях при различных видах нагружения колеса. Разработаны 2 теоретических подхода к определению коэффициентов сцепления колеса с опорной поверхностью в зависимости от коэффициента продольного скольжения колеса и величины боковой силы. Первый подход основывается на построении φ-Sx - диаграммы и φ-Sx - монограммы, а второй подход — на КИП-методике. Установлены границы диапазонов боковых сил, при которых затормаживаемое колесо находится в зонах устойчивого, неустойчивого или пограничного движения. Установлены границы диапазонов коэффициентов сцепления, при которых затормаживаемое колесо находится в зонах устойчивого, неустойчивого или пограничного движения.
Разработана методика приближенной оценки жесткостных характеристик шин на этапе их проектирования. Создана экспериментальная установка для исследования взаимосвязи жесткостей шины, показанная на рис. 1.
|
|
|
(а) | (б) | |
Рис. 1. Экспериментальная установка для исследования взаимосвязи жесткостей шины: а — общий вид, б — вид на пятно контакта |
Разработан программный комплекс StabAuto, зарегистрированный в ОФАБ (Свидетельство об отраслевой регистрации разработки №10532/Е.В. Балакина; ВолгГТУ. — Дата регистрации 29.04.2008; дата выдачи 19.05.2008. — М.: Отраслевой фонд алгоритмов и программ, 2008), для определения параметров движения одиночной двухосной колесной машины в различных режимах и условиях движения для оценки свойств активной безопасности рассматриваемого объекта.
По данной теме получено 13 патентов РФ в области совершенствования конструкции подвески, рулевого управления и методик исследования сцепных свойств шин с дорогой. Результаты разработок опубликованы в одной монографии и 80-ти научных статьях. Основные исполнители: доценты Балакина Екатерина Викторовна и Зотов Николай Михайлович.