• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A

На кафедре иностранных языков сложились два научных направления — педагогическое и филологическое. Педагогическое направление курирует  и.о. заведующего кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Топоркова. В его основе – исследование истории, теории и практики высшего основного и дополнительного образования в России и за рубежом. В рамках педагогической тематики коллектив кафедры выполняет научно-методическую работу по направлению 10.10.03 «Современные педагогические технологии преподавания иностранных языков». Педагогическая технология — это упорядоченная система методов, способов, форм и приемов, выполнение которых гарантирует достижение определенного планируемого результата и способствует взаимодействию субъектов учебного процесса с целью их личностного обогащения и развития.

Структурными компонентами педагогической технологии являются: целеполагание, отбор содержания предметного материала, диагностика, контроль, коррекция.

Педагогическая технология — это методология планирования, реализации и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета технических и человеческих ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Среди приоритета технологий называют задачную, тренировочную, диалоговую, игровую (которые объединяются в интерактивную технологию), информационную, подразделяющуюся на компьютерную и компьютерно-телекоммуникационную технологии, коммуникативно-ориентированную технологию.

Интеграция педагогических технологий ведет к целостности педагогического процесса, к овладению иностранным языком на достаточно высоком уровне. По результатам исследования на кафедре разработаны 8 пособий, которые успешно апробированы на занятиях со студентами ВолгГТУ и слушателями программ Центра иностранных языков системы дополнительного образования.

Продолжая традиции доктора педагогических наук, профессора А.М. Митиной, и опираясь на  результаты ее работ,  на  кафедре продолжают  исследоваться закономерности интеграции систем основного и дополнительного образования в вузе.

Дополнительное образование выступает не просто как образование, дополняющее основное, но и как образование, необходимое основному. Основное образование не в состоянии обеспечить непрерывное, особенно массовое непрерывное образование.

Развитие дополнительного образования как самостоятельной сферы образования, не столько дополняющей основное, сколько опирающейся на него как на необходимое условие, становится не только важным, но и неизбежным.

Дополнительное образование позволяет специалистам качественно повысить свою квалификацию или приобрести новую, востребованную обществом профессию, и тем самым открыть для себя новые горизонты профессионального и личностного развития и становления.

Рассматривая перспективы развития дополнительного образования в частности и всей образовательной ситуации в целом, целесообразно ставить вопрос об интеграции образовательных воздействий на личность основного и дополнительного образования и соответственно необходимости координации общей образовательной политики и деятельности учебных учреждений во всех ее параметрах.

Одним из приоритетных предметных направлений дополнительного образования является иностранный язык. Востребованность владения иностранными языками ведет к открытию соответствующих структур системы дополнительного образования, а их эффективное функционирование требует изучения закономерностей организации образовательной деятельности и специфики обучения взрослых.

Филологические исследования в области лингвистики текста, категориальной семантики и прагмалингвистики проводятся под руководством профессора Карасика В.И., доктора филологических наук.

Данное направление исследований базируется на современном представлении о языке и речи как многоаспектном дискурсе, охватывающем все области современной коммуникации. Актуальность изучения современных технологий и типов общения обусловлена необходимостью исследования контр-технологий, направленных на лингвистическую защиту от коммуникативных манипуляций.

Доброй традицией на кафедре стали ежегодные защиты кандидатских диссертаций.  Среди них:

  • «Вербальные реакции немецкоязычного адресата на неодобрительные высказывания». (доц. Джандалиева Е.Ю.).
  • «Прагматонимы-глобализмы: ономастический статус и функциональная специфика». (доц. Фоменко О.С.).
  • «Пародийная тональность: дискурсивный статус и функциональные типы». (доц. Брыжина Т.С.).
  • Зарубежный опыт педагогической работы с молодыми субкультурами (на материале Великобритании, Германии, США и Канады) (ст. преп. Глебова Е.А.)

В настоящее время на кафедре готовятся к защите 7 кандидатских диссертаций и  1 докторская диссертация: «Университет Великобритании в контексте непрерывного образования» (доц. Топоркова О.В.).

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги