• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A

Реформа высшего технического образования, целью которой в конечном итоге является подготовка специалистов нового типа, предполагает изменение целей, смыслов, содержания и методов преподавания в сторону их либерализации, поворота к отдельной личности студента, синтеза естественнонаучного и технического знания со знанием социально-гуманитарного плана, определяющих деятельность инженера. Новый подход, основанный на превращении самого технического образования в образование, соотнесенное с общечеловеческими ценностями, требует пересмотра привычной стратегии преподавания и воспитания в высшей технической школе.

Решающая роль в решении этой задачи отводится формированию в вузе социально-гуманитарной среды, в центре которой находится личность преподавателя, его профессиональная и методическая подготовленность, культура.

Как известно, большинство преподавателей технических вузов являются специалистами в области техники и производства. Они получили высшее техническое образование, не ориентированное на работу в сфере высшего образования. Многие из них за долгие годы работы в вузе стали профессионалами высокого класса и в этой сфере общественной практики. Однако такое становление, основанное на эмпирическом освоении новой для профессионала технических специальностей педагогической деятельности, затягивается на десятилетия. Ошибки преподавателя высшей школы приводят к ухудшению подготовки выпускников. Учиться на ошибках в этой сфере общественной практики недопустимо.

Новые приоритеты образования привели к необходимости в специальной профессиональной научно обоснованной подготовке специалистов технического профиля. Первый в России Экспериментальный центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей технических университетов и инженерных вузов был создан в 1993 году в МГТУ им. Н. Э. Баумана, а затем и в ряде ведущих технических вузов России.

Эта объективная необходимость в условиях Волгоградского государственного технического университета привела к созданию в 1996 году Школы педагогического мастерства  (ШПМ) преподавателей, которая действует по настоящее время на основании Положения о Школе педагогического мастерства преподавателей.

Цели и задачи ШПМ включают:

  • повышение уровня педагогического мастерства преподавателей и осознание того, что процесс обучения, прежде всего, — явление педагогическое;
  • организация психолого-педагогической, методологической и методической поддержки процесса преподавания;
  • освоение преподавателями новых форм преподавания дисциплины (деловые игры, видеотренинг, обеспечение обратной связи и т.д.);
  • проникновение гуманистических идей и гуманитарных методов в преподавание естественно-научных и технических дисциплин;
  • создание банка данных по методологическим разработкам гуманитарного блока.

Второе профессиональное образование специалистов, на которое ориентировано данное учреждение, переводит освоение преподавания на научно обоснованный путь. Научными основами такой профессиональной психолого-педагогической переподготовки специалистов непедагогического профиля являются сведения об актуальных для преподавателя психологических процессах, явлениях и закономерности усвоения студентами содержания высшего образования, особенности становления профессиональных качеств у студентов в конкретной предметной области.

Занятия в Школе педагогического мастерства проводятся по безотрывной форме обучения в течение учебного года согласно учебному плану и рабочим программам, утвержденным ректором.

Учебный план ШПМ включает проведение лекционных и семинарских занятий.

Рабочие программы соответствуют современным дидактическим представлениям о структуре и содержании подготовки преподавания в вузе, некоторые из них представлены.

Занятия в ШПМ ведут опытные преподаватели, специалисты в данной области, ведущие профессора и доценты Волгоградского государственного технического университета и Волгоградского государственного педагогического университета. Руководителем ШПМ с 2003 года  Васильева Валентина Дмитриевна, профессор, доктор педагогических наук, кандидат технических наук.

Обучение производится на гибкой основе: учитываются пожелания заказчика относительно содержания и объема изучаемых дисциплин, графика учебного процесса и т.д. По окончании обучения слушатели получают «Удостоверение о повышении квалификации». В целях совершенствования деятельности ШПМ по окончании обучения в школе слушатели также заполняют специальную анкету. Результаты анкетирования анализируются.

За прошедшие годы работы Школы педагогического мастерства Волгоградского государственного технического университета прошли педагогическую подготовку более 300 слушателей из числа преподавателей вуза самых разных возрастов и ученых рангов.

В настоящее время Школа педагогического мастерства успешно развивается, постоянно обновляется и расширяется ее функциональный ресурс, получая высокую оценку качества преподавания своих выпускников.

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги