• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A

Реформа высшего технического образования, целью которой является подготовка специалистов нового типа, предполагает изменение целей, смыслов, содержания и методов преподавания. Остро осознается общественная потребность в компетентном, чувствительном к инновациям и мотивированном в своем профессиональном развитии преподавателе.

Как известно, большинство преподавателей технических вузов являются специалистами в области техники и производства. Они получили высшее техническое образование, не ориентированное на работу в сфере высшего образования. Многие из них за долгие годы работы в вузе стали профессионалами высокого класса и в этой сфере общественной практики. Однако такое становление, основанное на эмпирическом освоении новой для профессионала технических специальностей педагогической деятельности, затягивается на десятилетия. Ошибки преподавателя высшей школы приводят к ухудшению подготовки выпускников. Учиться на ошибках в этой сфере общественной практики недопустимо.

Реформа высшего образования предъявляет новые требования к педагогической компетентности вузовских преподавателей и ставит в число первоочередных проблему повышения их квалификации. Эффективное обучение преподавателей в системе повышения квалификации, ориентированное на приобретение слушателями новых профессионально-педагогических компетенций, обеспечивает возможность постоянного профессионального развития преподавательского состава вузов.

Первый в России Экспериментальный центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей технических университетов и инженерных вузов был создан в 1993 году в МГТУ им. Н. Э. Баумана, а затем и в ряде ведущих технических вузов России.

Объективная необходимость повышения квалификации преподавателей Волгоградского государственного технического университета привела к созданию в 1996 году Школы педагогического мастерства  (ШПМ), которая действует по настоящее время на основании Положения. ШПМ создана в университете в «недрах» кафедры «История, культура и социологии», которая ведет блок социально-гуманитарных дисциплин, включая психологию и инженерную педагогику. Руководит Школой педагогического мастерства с 2003 года  Васильева Валентина Дмитриевна, профессор, доктор педагогических наук, кандидат технических наук.

Цели и задачи ШПМ включают:

  • организация психолого-педагогической, методологической и методической поддержки процесса преподавания;

  • освоение преподавателями новых форм преподавания (деловые игры, видеотренинг, обеспечение обратной связи и т.д.);

  • формирование современных профессионально-педагогических компетенций, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности.

Второе профессиональное образование специалистов, на которое ориентировано данное учреждение, переводит освоение преподавания на научно обоснованный путь. Научными основами такой профессиональной психолого-педагогической переподготовки специалистов непедагогического профиля являются сведения об актуальных для преподавателя психологических процессах, явлениях и закономерности усвоения студентами содержания высшего образования, особенности становления профессиональных качеств у студентов в конкретной предметной области и др.

Программы повышения квалификации формируются из отдельных модулей – относительно самостоятельных, логически завершенных структурированных единиц, обеспечивающих формирование одной компетенции или группы родственных компетенций. Модульное построение содержания педагогической подготовки предусматривает структурирование учебной информации на самостоятельные учебные единицы (модули), направленные на формирование профессиональной компетенции или группы родственных компетенций.

Объем каждого модуля составляет не менее 16 часов. Перечень модулей программы, рекомендуемых для освоения в учебном году, формируется на основании заявок, поданных заинтересованными лицами.

Занятия в ШПМ проводятся по безотрывной форме обучения.

Программы обучения в ШПМ реализуются как специалистами ВолгГТУ, так и привлеченными специалистами и сторонними организациями (ведущими вузами, научными центрами, академическими институтами, предприятиями и организациями, в том числе зарубежными).

Лицам, успешно освоившим программу профессионального совершенствования в ШПМ, выдается «Удостоверение о повышении квалификации» согласно приказу ректора. Обучение в ШПМ является формой повышения квалификации сотрудников университета. Сведения о повышении квалификации заносятся в личное дело сотрудника университета. Повышение квалификации сотрудников университета учитывается при аттестации и прохождении конкурса на замещение вакантных должностей научно-педагогических работников вуза.

В настоящее время Школа педагогического мастерства успешно развивается, постоянно обновляется и расширяется ее функциональный ресурс, получая высокую оценку качества преподавания своих выпускников. Школа педагогического мастерства преподавателей – это динамично развивающееся структурное подразделение вуза, которое ориентирует преподавателей на дальнейшее повышение своего педагогического мастерства и распространение передового опыта среди коллег. Это реальная помощь коллегам-преподавателям, направленная на повышение профессионально-педагогического потенциала.

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги