• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A
В Волгограде завершил работу Первый Форум молодых ученых Юга России «Лидеры перемен», который проходил на базе ВолгГТУ

19.11.2018

Практически всю прошедшую неделю, включая дни приезда и отъезда гостей, в ВолгГТУ – региональном опорном техуниверситете проходил Первый Форум молодых ученых Юга России «Лидеры перемен».

Интерес к нему превзошел все ожидания: число участников-регионов ЮФО выросло почти вдвое прогнозируемого: из 15 (вместо 8) южных регионов страны более 500 молодых ученых, в том числе и студентов, собрались в Волгограде на свой научный форум. И вот в минувшую пятницу состоялась торжественная церемония его закрытия.

В соответствии с программой, в последний день, как и во все предыдущие, работала Школа молодых ученых ЮФО. Со слушателями проводили практические занятия известные научные журналисты. Первой выступила Анна Хоружая, заместитель главного редактора портала Neuronovosti.ru, врач Научного центра неврологии, причем, сразу с двумя лекциями. В одной она доходчиво объяснила молодой аудитории, впрочем, там были и преподаватели, как делать презентацию доклада: как надо и как не надо, а во второй – рассказала об оформлении постерного доклада, акцентируя внимание на правилах и ошибках. То есть, по сути, лектор провела два показательных мастер-класса. А перед этим поделилась с молодыми учеными своим наблюдениями  на конференциях, форумах и других подобных мероприятиях. По словам А. Хоружей, за последние несколько лет ей довелось посетить десятки конференций самого разного уровня и масштаба, и прослушать доклады, посмотреть слайды людей совершенно разных уровней – от аспирантов до лауреатов Нобелевской премии.

«Некоторые, и таких много, наивно полагают, что как будет воспринята его речь на конференции, форуме или другом мероприятии, совершенно не зависит от цвета фона или величины букв на слайде. Либо просто не придают этому значения, воспринимая презентацию или постер, как нечто третьестепенное… Такой подход  совершенно неверен», – приступила к практической части презентации доклада А. Хоружая. И сразу же пояснила цель проведения такого рода занятий: практика показывает, что далеко не все ученые владеют базовыми для любого человека из научной среды навыками.

По признанию Анны Хоружей, она рассказывает об интуитивных, на первый взгляд, неочевидных правилах оформления презентаций и постеров, советует, как они должны выглядеть по структуре, наполнению и оформлению и т.д., при этом сопровождает сказанное так называемыми лайфхаками, которые облегчают задачу спикеру сделать презентацию, а слушателю – понять, о чем в ней идет речь. Все это нужно для того, подчеркнула Анна Хоружая, чтобы спикер не просто «оттарабанил» свой доклад, а чтобы он был услышанным, понятным и принятым».

Говоря о рабочем процессе над презентацией доклада, она обратила внимание ученых на то, что важно учесть: к примеру, в конструкции – заглавие должно содержать минимум информации. Когда речь шла об оформлении презентации, отмечалось, в частности, следующее: чтобы аудитории все было понятно, необходимо учитывать такой факт:  к концу слайда у людей остается всего 15% внимания. В связи с этим был дан совет: разделить доклад на два раздела, если его объем до 20 минут, а если больше, то и разделов должно быть больше, но в меру и так далее. Практически те же советы и лайфхаки относились и к оформлению постерного доклада. Один из основных тезисов звучит так: «Ваш друг – минимализм», который относится и к подаче информации в презентации доклада, и к его оформлению.

А что касается именно постера, то главный тезис здесь такой: «Хороший постер – читаемый, понятный, наглядный».

Вторым выступавшим был Алексей Паевский, главный редактор портала Neuronovosti.ru, научный редактор портала Indicator.ru, координатор школы научного ремесла SciCraft компании «Эко-Вектор», соавтор блога истории медицины и блога научных журналистов. И то, с чем он выступил, была не лекция, как сам Алексей Паевский уточнил, – а беседа, суть которой заключалась в том, как наука взаимодействует с обществом. И начал он свое выступление с необходимости ученого отчитываться, допустим, о своих изобретениях перед обществом. Это могут быть, например, отчет по гранту или пресс-релиз, который пишет пресс-служба. А. Паевский рассказал о работе последней, задачах пресс-службы, главной из которых является тесное взаимодействие с учеными. А пресс-релиз должен быть, по сути, готовой статьей из области науки, только в сокращенном варианте. Прозвучало еще немало ценных советов о том, как ученому продвинуть свою статью в СМИ.

Что касается создания своей площадки, – это может быть сайт или блог – не важно. «А важно то, о чем вы там будете писать»,– подчеркнул Алексей Паевский. После чего последовал такой совет от научного журналиста: если издание ориентировано на какую-то определенную область науки, то важно также рассказывать и о том, что происходит в смежных областях. Тем же молодым ученым, которые только хотят создать свою площадку, известный научный журналист пожелал: на первом этапе больше читать и учиться писать. А модератор Форума Сергей Борисович Гаманюк, подводя итог работы Школы молодых ученых ЮФО, призвал ее участников, в том числе студентов, активнее публиковать свои статьи в научных журналах, как российских, так и зарубежных, а также выступать с докладами на конференциях, форумах и других научных мероприятиях.

После обеда проходила торжественная церемония закрытия Первого Форума молодых ученых Юга России «Лидеры перемен», на которой состоялась награждение победителей «Конкурса научно-исследовательских проектов молодых ученых ЮФО». (Имена победителей сообщим отдельно).

Последней же точкой в завершении Форума стала культурная программа, специально подготовленная для приезжих гостей, – они совершили экскурсию по городу-герою, побывали на Мамаевом кургане и посетили театр. 

Возврат к списку

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги