• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A
Михаил Котюков: Рост темпов технологического развития требует пересмотра системы высшего образования

17.01.2020

Исполняющий обязанности Министра науки и высшего образования РФ Михаил Котюков принял участие в экспертной дискуссии «Цифровая революция в образовании и новые технологии обучения» на Гайдаровском форуме.

Участники обсудили тенденции в современном образовании: увеличение потоков информации, возможности для восприятия образовательного контента и платформенные решения для системы образования, увеличение количества игроков на рынке высшего образования. В дискуссии прозвучали вопросы необходимости ускорения либо сдерживания внедрения современных технологий в образовании, возможности вытеснения классических университетов платформенными технологическими компаниями, влияние высшего образования на развитие общества и другие. В обсуждении участвовали основатель, председатель и генеральный директор Minerva Бен Нельсон, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, главный вице-президент EF Education First Энио Омае. Модератором выступил проректор Всероссийской академии внешней торговли Павел Кадочников.

«Рост темпов технологического развития требует пересмотра системы высшего образования. За 10 лет многие в этой аудитории поменяли содержание своей профессиональной деятельности. И что будет в ближайшие 10 лет, мало кто может точно предвидеть и предсказать. Поэтому эффективность долгосрочных образовательных программ на 10 лет вперёд будет не очевидной. А это примерный горизонт планирования в государственных программах», - сказал Михаил Котюков. 

И.о. Министра науки и высшего образования РФ пояснил, что есть запрос граждан на индивидуализацию и персонализацию образовательных траекторий. «Классические образовательные университетские программы - это отчасти конвейерная система. А нам нужно сейчас научиться перестраивать программу в сторону большей персонализации, большей индивидуализации под запросы, под задачу и практику. Но в условиях цифровых технологий это тоже требует поиска правильных форм сотрудничества между индустриальными партнёрами и горизонтов, на которых мы можем это сотрудничество вести. Абсолютно соглашусь с тем, что выпускник, чем лучше умеет решать практические задачи, тем больше его конкурентоспособность на рынке труда, и тем больше его возможность найти достойную сферу применения», - добавил Михаил Котюков.

Он также отметил, что в 2019 году состоялся конкурс, и была отобрана первая пятёрка университетов, на базе которых будет разрабатываться модель цифрового университета. Высшая школа экономики, Университет ИТМО, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, Томский государственный университет и Московский государственный первый медицинский университет имени И.М. Сеченова в течение ближайших лет будут помогать структурировать содержательные элементы цифрового университета. Вторая пятёрка университетов, по словам и.о. Министра, это площадки, которые будут в большей степени делать акцент на подготовку и переподготовку кадров как раз для развития it-технологий. Здесь было более сорока заявок, три университета  в двух конкурсах оказались победителями. Это высшая школа экономики, Томский университет и Уральский федеральный. И дополнительно две площадки: университет МИФИ и Санкт-Петербургский государственный будут как раз такими центрами. 

На вопрос о том, как университеты будут менять общество и города, Михаил Котюков ответил, что здесь также сформирована позиция: есть задача развития научно-образовательных центров, университетских кампусов и студенческих городков. И.о. Министра отметил, что сложно представить развитие государства без формирования мощных крупных агломераций, и трудно представить агломерации, в которых нет ни одного научно-образовательного инновационного комплекса - так или иначе, это те задачи, которые университетам необходимо решать. Это не просто классическое преподавание, передача образовательных программ новым поколениям, а существенно более сложная конструкция. 

«Вчера Президент в послании сказал очень важную вещь: в режиме пилотного эксперимента отработать модель, когда мы дадим возможность студентам менять образовательную траекторию в процессе обучения. Этот вопрос не новый, он обсуждался в экспертном сообществе достаточно давно, но вчера мы получили решение подготовить такой пилотный проект. Я уверен, что в самое ближайшее время мы сможем это сделать. И предложим, по крайней мере, тем нашим университетам, которые будут участвовать в решении самых амбициозных задач национальных проектов, взять эту практику на себя и стать пилотными объектами для отработки этих моделей. Буду рад, если участники сегодняшней дискуссии продолжат обсуждение вместе с нами», - заключил Михаил Котюков.

Возврат к списку

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги